Опрос

Сообщите, пожалуйста, из какого источника Вы узнали о компании ПРИОР ЛОГИСТ:

Засушливый ветер перемен

31.07.2014

По данным Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», снижение погрузки охватило почти все крупные приграничные станции, через которые следуют российские внешнеторговые грузы. Основной спад отмечен в погрузке в сторону стран Балтии, куда проследовало на 13% меньше грузов, чем за аналогичный период 2013-го. Как сообщили ИА РЖД-Партнер.ру в дирекции, максимальный минус в погрузке создало направление из РФ на Эстонскую железную дорогу (-47%).

Спад произошел и на погранпереходах с Китаем (-34%). При этом на подходах к российско-китайской границе на стыке с Забайкальском скопились 19 отставленных от движения поездов с рудой из-за того, что их не принимали в КНР.

Изменения в железнодорожных грузопотоках - следствие мирового кризиса, считает президент НП «Гильдия экспедиторов» Семен Резер. Нельзя забывать, что экономические затруднения испытывают сейчас и США, и страны ЕС, и Россия, и Китай. И каждый из глобальных игроков будет использовать любой шанс, для того чтобы добиться определенной выгоды. Остальные события, по его словам, нередко лишь наслаиваются на основную причину, уходящую корнями в экономику. Например, введение административных барьеров на пути товаропотоков - прямых или косвенных.

Как считает С. Резер, это хорошо видно по набору стран, через погранпереходы с которыми в июле снизилась погрузка. «В таком случае даже Китай укладывается в общую картину. Ведь особых политических затруднений в отношениях с ним у РФ нет. Между тем - спад. И он вполне объясним, если учесть, что КНР в данный момент неприятно публично признаваться в своих внутренних экономических проблемах. Поэтому вдруг и выявились организационные вопросы, остановившие на какое-то время вагоны с рудой», - сказал С. Резер.

Железнодорожная статистика отражает конъюнктурные изменения в отраслях промышленности, ориентированных на внешнеторговые перевозки, полагает начальник сектора прогнозирования перевозок грузов через морские порты и пограничные станции отделения развития транспортного рынка ОАО «ИЭРТ» Павел Шестаков.

Причина значительного сокращения экспорта через российско-китайскую государственную границу связана со снижением объемов поставок рудных грузов и каменного угля. И это происходит на фоне общего падения импорта в КНР этих товаров в результате конъюнктурных изменений.

Ситуацию в июле следует рассматривать в контексте общих процессов, протекающих на российских железных дорогах. По словам эксперта, надо помнить о том, что за I полугодие 2014 г. по сети ОАО «РЖД» было перевезено 670,6 млн т грузов, что на 1,3% ниже показателя соответствующего периода 2013 г. А если сравнивать с I полугодием докризисного 2007 г., то отставание получается еще больше - 11,8%.

Ранее в 2014 году спада на экспортных направлениях на сети РЖД не было. Например, если говорить о перевозках экспорта через сухопутные передаточные пункты, то за январь - июнь они даже увеличились - правда, незначительно, всего на 0,9%. Поэтому для дальнейших прогнозов нужно дождаться уточненных данных за июль. И тогда будет видно, насколько устойчивой окажется нынешняя тенденция.

Конкуренция способна регулировать российские внешнеторговые перевозки: они довольно быстро переключаются именно на те направления, по которым удобнее всего осуществлять транспортировку, считает и. о. начальника отдела информационного анализа и прогноза логистического центра Октябрьской дирекции по управлению движением Татьяна Ивашина. Она подтвердила, что в июле был отмечен рост железнодорожных грузопотоков в сторону Финляндии.

В целом в I полугодии 2014 года экспортные перевозки в направлении этой страны увеличились примерно на 15%. И в июле динамика хотя и снизилась, но, тем не менее, осталась положительной: через железнодорожные погранпереходы в Финляндию из РФ в середине лета следовало на 5% грузов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Это произошло, в частности, благодаря организации на погранпереходе Кивиярви - Вартиус электронного документооборота и предварительного информирования таможенных органов об отправляемых за границу грузах. «В эту технологию в электронном формате вовлечена и Федеральная таможенная служба России. В результате взаимодействия сторон время обработки экспортных поездов на данном погранпереходе при прохождении таможенных процедур сократилось на 30 минут», - отметила Т. Ивашина.

Руководство Финских железных дорог считает такие технологии перспективными для развития международного сообщения и намерено внедрить их на пограничном переходе Бусловская - Вайниккала. В ОАО «РЖД» планируют тиражировать ее и на другие погранпереходы.

Заметим, что ряд грузовладельцев настроен сегодня, несмотря на некоторую неопределенность сложившейся макроэкомической ситуации, достаточно оптимистично. Осенью многие ждут дополнительного спроса на российские товары. Это связано с тем, летом в некоторых отраслях во многих странах снижается деловая активность. А осенью в любом случае приходится пополнять запасы на опустевших складах.

Поэтому, например, в октябре на финляндском направлении можно ожидать увеличения погрузки лесных грузов. И в таком случае положительная динамика отправок в Финляндию по железной дороге может сохраниться, считает директор по логистике компании «Стора Энсо. Лесной сектор России» Алексей Алексеев.

 

Источник: http://www.rzd-partner.ru