Опрос

Сообщите, пожалуйста, из какого источника Вы узнали о компании ПРИОР ЛОГИСТ:

Транспортный бизнес на стыке годов

05.12.2012

Комплименты транспортному бизнесу

Заместитель директора компании по оценке рисков «Creditreform Lietuva» Ромуальдас Трумпа считает, что на сегодняшний день можно по праву выразить комплименты в адрес транспортного сектора. Большую часть данного сектора составляет грузовой дорожный транспорт, а согласно объёмам в этом году больше всех расширялась сфера экспедиторской деятельности. Транспортный бизнес в этом году заслужил похвал уже только потому, что:

- он был и до сих пор является той отраслью экономики, которая быстрее всех восстановилась после кризиса и продолжает стабильно расти;

- только благодаря транспорту экспорт услуг превышает импорт;

- растёт создаваемая им часть ВВП;

- сухопутный транспорт является одной из секторов, которые больше всего инвестируют в обновление, т.е. в приобретение новых тягачей, полуприцепов, количество которых бьёт предкризисные рекорды 2007 года.

 

Росли доходы и количество работников

Данные компании «Creditreform Lietuva» свидетельствуют о том, что с незначительными заминками в транспортных компаниях продолжается рост доходов и количества работников. Если сравнивать 2011 год с 2010, то можно сказать, что доходы выросли в двух третях крупных, средних и мелких компаний (имеющих доходы свыше 1 млн. литов). Кроме этого более чем половина мелких предприятий продолжала увеличивать продажи. Данный рост продолжился и в первом полугодии этого года.

По утверждению Р. Трумпы, на заре кризиса (II полугодие 2008 г.) прибыльно работало лишь 47% транспортных компаний, в во II полугодии 2012 г. - уже 74%. Сектор международных перевозок менее концентрирован, чем все прочие отрасли предпринимательской деятельности, тем не менее, с начала 2012 г. заметен рост компаний - большая часть доходов всё ещё приходится на средние и крупные предприятия. И всё же концентрация в транспортном бизнесе отличается от концентрации компаний, работающих на внутреннем рынке. «В транспорте крупные фирмы не отталкивают более мелкие «на обочину», а обгоняют медленно растущие», - говорит Р. Трумпа. По его словам, количество мелких предприятий в секторе перевозок уменьшилось и потому, что часть их перешла в разряд средних, а некоторые средние стали крупными».

В секторе дорожного транспорта и экспедиторской деятельности замедлилось возникновение новых фирм. Одной из причин этого стали более высокие барьеры для входа на рынок - не каждый способен приобрести новое транспортное средство в рассрочку или иметь достаточно оборотного капитала (что важно для экспедиторов). Говоря об уникальности транспортного бизнеса, Р. Трумпа замечает, что особенность транспортного бизнеса заключается в меньших кредитных рисках не для крупных, а для средних компаний. Именно такие фирмы развиваются в основном за свои, а не за банковские средства.

 

Транспорт приобретался за счёт кредитного капитала

Р. Трумпа обращает особое внимание на тесную взаимосвязь риска и роста. «Владельцы транспортных компаний обязаны принимать сложные инвестиционные решения. Перевозчики не будут расти, если не будут расширять свои парки за счёт лизинговых средств, а те, кто будет приобретать автомобили через лизинговые компании, должны будут принять на себя дополнительны риск», - говорит эксперт. В середине 2012 г. часть автопарка, принадлежащая 700 крупнейшим и средним по размеру предприятиям, выросла с 36% до 47%. Тем не менее, часть собственного автопарка выросли лишь с 33% до 38%.

Как утверждается в китайской пословице, безопаснее всего в своём порту, однако корабль построен не для того, чтобы стоять в нем. Пока что лизинговый риск оправдывает себя - иногда даже превосходит ожидания. Финансовые показатели тех компаний, которые берут большое количество автомобилей в лизинг, растут очень быстро. Немало фирм, имевших отрицательные показатели по имуществу, за 2 года смогли скопить неплохие финансовые резервы. Как утверждает Р. Трумпа, на практике довольно часть взятого в лизинг транспортного парка за год-полтора сокращается с 60-70% до 30-40%, а финансовые показатели улучшаются. Несмотря на это, показатели ликвидности улучшаются только в тех фирмах, которые замедляют рост, в остальных же компаниях собственный оборотный капитал остаётся минимальным или отрицательным, а зависимость от поставщиков продолжает быть весьма значительной.

По данным «Creditreform Lietuva», клиенты транспортных компаний постоянно обращают внимание на лимиты кредитования. К сожалению, немногие из реально кредитуемых предприятий имеют безупречные финансовые показатели. Нередко фирмы, имеющие лучшие показатели по имуществу, имеют больше активных судебных споров и арестов имущества - и наоборот лишь единицы литовских фирм, не имеющих негативных показателей, могут похвастаться ростом и хорошим финансовым положением. «И поставщики, и перевозчики сидят в одной и той же лодке, если они не будут вас кредитовать, уменьшатся продажи. А это крупный финансовый риск - т.е. либо ухудшатся продажи, либо увеличится количество плохих долгов», - констатирует Р. Трумпа.

 

На что обратить внимание в 2013 году?

Эксперт из «Creditreform Lietuva», уже не первый год занимающийся анализом транспортного рынка, также поделился информацией о том, на что перевозчикам стоит обратить внимание в 2013 году. Указанные факторы пока что не вызывают значительной опасности, однако наблюдение за ситуацией и её анализ могут помочь принять правильные решения.

1. Тарифы на перевозки не растут уже несколько кварталов, трудовые затраты и «прочие расходы» растут, а затраты на топливо являются непостоянными.

2. На часть транспортных компаний (в особенности на мелкие) может оказать влияние и предполагаемое увеличение размера минимальной заработной платы.

3. Происходит немало судебных споров, ответчиками в которых являются транспортные компании. Две основные группы споров - со страховыми компаниями и работниками.

4. Количество банкротств транспортных компаний меньше, чем в других отраслях хозяйствования. За первые 11 месяцев этого года обанкротилось 84 транспортных компании, для сравнения, в прошлом году за этот же период обанкротилось 103 фирмы. Несмотря на это, количество банкротств экспедиторских компаний заметно увеличилось - в этом году их было 31, в прошлом - всего 18.

5. Растут краткосрочные долги Фонду социального страхования «Sodra», которые погашаются в течение нескольких дней. Должники «расслаиваются» - частота долгов уменьшилась, но их суммы увеличились.

6. В секторе дорожного транспорта часть собственного оборотного капитала для финансирования оборотных средств в разгар кризиса была негативной, а позднее превышала 20%. Часть собственных средств уменьшалась в течение нескольких кварталов и во II квартале составила лишь 16%, однако в III квартале подскочила до 27%. В логистических предприятиях часть собственных оборотных средств на 1 октября составила 65% (год назад - 71%).

7. Краткосрочными долгами чаще всего грешат именно те транспортные компании, которые имеют низкие показатели ликвидности.

8. Экспедиторам необходимо больше оборотных средств - разница между платёжеспособностью покупателей и количеством долгов перевозчикам за год выросла с 9 до 19 дней. С одной стороны - необходимо больше собственных оборотных средств, с другой - в таком случае будет меньше новых конкурентов. Перевозчики в свою очередь будут должны более внимательно следить за финансовым состоянием экспедиторских компаний, особенно открывшихся 3-6 лет назад.

В будущем году экспедиторам не помешает подготовить запасной план на случай, если железная дорога и порты потеряют значительную часть внешних грузов. Конечно же, никто не хочет этого, однако всегда нужно быть готовым к неожиданному повороту событий.

Экспедиторов и перевозчиков, имеющих собственный транспортный парк, спасает то, что большую часть их расходов составляют переменные расходы. Однако фирмам, которые инвестируют лишь взятые в долг деньги, остаётся надеяться лишь на дальнейший рост.