Опрос

Сообщите, пожалуйста, из какого источника Вы узнали о компании ПРИОР ЛОГИСТ:

Соглашения ВТО предусматривают возможности защиты внутреннего рынка

26.01.2012

Об осо­бен­ностях ан­ти­дем­пинго­вой по­лити­ки Та­можен­но­го со­юза и о ме­рах за­щиты рос­сий­ско­го рын­ка пос­ле при­со­еди­нения к ВТО "РБГ" расс­ка­зал ди­рек­тор Цент­ра по изу­чению воп­ро­сов та­мо­жен­но-та­риф­но­го и не­та­риф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния Вя­чес­лав Ев­се­ев.

- Ка­ким об­ра­зом про­из­во­дят­ся кор­ректи­ров­ки ста­вок та­можен­ных пош­лин сей­час? Что из­ме­нит­ся пос­ле при­со­еди­нения Рос­сии к ВТО?

- Дол­гие го­ды Рос­сия, не яв­ля­ясь чле­ном ВТО, име­ла уни­каль­ную по мер­кам сов­ре­мен­но­го ми­ра воз­можность гиб­ко ис­поль­зо­вать та­можен­ный та­риф, что­бы ре­гули­ровать дос­туп за­рубеж­ных то­варов на оте­чест­вен­ный ры­нок и за­щищать оте­чест­вен­ных про­из­во­дите­лей. Пра­витель­ство РФ дос­та­точ­но час­то шло навс­тре­чу обос­но­ван­ным зап­ро­сам со сто­роны оте­чест­вен­ных от­раслей на по­выше­ние та­можен­но­го та­рифа. На расс­мот­ре­ние воп­ро­са и при­нятие ре­шения, как пра­вило, ухо­дило в сред­нем 1-1,5 го­да. В кри­зис­ных слу­ча­ях пра­витель­ству РФ бы­ло дос­та­точ­но двух ме­сяцев для при­нятия ре­шений по ог­ра­ниче­нию им­порта или экс­пор­та то­варов. Соз­да­ние Та­можен­но­го со­юза при­вело к не­об­хо­димос­ти сог­ла­сова­ния за­щит­ных мер с Ка­захс­та­ном и Бе­ла­русью, что ска­за­лось на не­ко­то­ром сок­ра­ще­нии ди­на­ми­ки по­вы­ше­ния ста­вок ввоз­ных та­мо­жен­ных пош­лин.

При­со­еди­нение к ВТО ли­шит оте­чест­вен­ные ком­па­нии та­кого важ­но­го инс­тру­мен­та за­щиты внут­ренне­го рын­ка, как воз­можность кор­ректи­ров­ки ста­вок та­можен­ных пош­лин. В ус­ло­ви­ях ВТО все та­можен­ные пош­ли­ны ста­новят­ся "свя­зан­ны­ми", то есть их верх­няя гра­ница бу­дет ог­ра­ниче­на обя­затель­ства­ми стра­ны в рам­ках па­кета сог­ла­шений ВТО и не смо­жет быть вы­ше этих гра­ниц. Пос­ле при­со­еди­нения к ВТО сред­ний уро­вень та­можен­ных пош­лин в Та­можен­ном со­юзе упа­дет нез­на­читель­но. Тем не ме­нее для ря­да от­раслей сни­жение ока­жет­ся весь­ма су­щест­вен­ным. Ес­ли го­ворить, к при­меру, о про­мыш­ленных то­варах, то сред­няя пре­дель­ная пош­ли­на на них сни­зит­ся с 9,5% до 7,3% пос­ле при­со­еди­нения Рос­сии к ВТО. Од­на­ко на гру­зови­ки пош­ли­на упа­дет с 25% до 5% че­рез три го­да. Та­кие пос­ледс­твия ха­рак­тер­ны еще для це­ло­го ря­да от­рас­лей.

По ре­зуль­та­там исс­ле­дова­ния, про­веден­но­го на­шим Цент­ром в 2011 го­ду сре­ди ве­дущих оте­чест­вен­ных про­мыш­ленных ком­па­ний, 22% рес­понден­тов не­гатив­но оце­нива­ют сни­жение воз­можнос­ти ис­поль­зо­вать та­можен­ный та­риф в ка­чест­ве инс­тру­мен­та за­щи­ты.

- То есть пос­ле при­со­еди­нения к ВТО Рос­сия не смо­жет за­щищать внут­ренний ры­нок?

- Нет, сог­ла­шения ВТО пре­дус­матри­ва­ют воз­можнос­ти эф­фектив­ной за­щиты внут­ренне­го рын­ка, но са­ма про­цеду­ра ста­новит­ся бо­лее слож­ной с тех­ни­чес­кой и юри­дичес­кой то­чек зре­ния.

Об­щепри­няты­ми за­щит­ны­ми ме­ханиз­ма­ми в ВТО яв­ля­ют­ся ан­ти­дем­пинго­вые, спе­ци­аль­ные за­щит­ные и ком­пенса­ци­он­ные ме­ры, или так на­зыва­емая три­ада мер тор­го­вой за­щиты. В Та­можен­ном со­юзе ука­зан­ные за­щит­ные ме­ханиз­мы ре­гули­ру­ют­ся Сог­ла­шени­ем о при­мене­нии спе­ци­аль­ных за­щит­ных, ан­ти­дем­пинго­вых и ком­пенса­ци­он­ных мер по от­но­шению к треть­им стра­нам от 25 ян­ва­ря 2008 го­да. По­ложе­ния это­го сог­ла­ше­ния пол­ностью со­от­ветс­тву­ют пра­ви­лам и стан­дар­там ВТО.

- Нас­коль­ко ак­тивно чле­ны ВТО ис­поль­зу­ют три­аду мер тор­го­вой за­щи­ты?

- Оче­вид­ное пре­иму­щест­во по по­пуляр­ности за­нима­ют ан­ти­дем­пинго­вые ме­ры. По­пуляр­ность ан­ти­дем­пинго­вых мер выз­ва­на воз­можностью их то­чеч­но­го при­мене­ния в от­но­шении от­дель­ных про­из­во­дите­лей или стран, от­ра­ботан­ной ме­тодо­логи­ей про­веде­ния расс­ле­дова­ний, воз­можностью прод­ле­ния на не­ог­ра­ничен­ный, по су­ти, пе­ри­од вре­мени и вве­дения дос­та­точ­но вы­соких за­щит­ных ста­вок ввоз­ных та­можен­ных пош­лин. Не­ред­ки слу­чаи, ког­да ан­ти­дем­пин­го­вые пош­ли­ны пре­вы­ша­ют уро­вень 100% от та­мо­жен­ной сто­имос­ти то­ва­ра.

За пе­ри­од, на­чиная с соз­да­ния ВТО, по ре­зуль­та­там про­веден­ных расс­ле­дова­ний бы­ло вве­дено 2543 ме­ры, то есть в сред­нем два из трех ини­ци­иро­ван­ных расс­ле­дова­ния при­води­ли к вве­дению ан­ти­дем­пинго­вой ме­ры. Ми­ровы­ми ли­дера­ми по чис­лу ини­ци­иро­ван­ных ан­ти­дем­пинго­вых мер за­щиты яв­ля­ют­ся Ин­дия (647 ини­ци­иро­ван­ных расс­ле­дова­ний за расс­мат­ри­ва­емый пе­ри­од), США (452) и Ев­ро­пей­ский со­юз (428).

Про­веде­ние ком­пенса­ци­он­ных расс­ле­дова­ний, ко­торые вво­дят­ся в слу­чае суб­си­диро­вания за­рубеж­ным го­сударс­твом на­ци­ональ­ных про­из­во­дите­лей, - это го­раз­до бо­лее слож­ная с точ­ки зре­ния под­бо­ра до­каза­тель­ной ба­зы про­цеду­ра. При том, что суб­си­дии по­нима­ют­ся в ВТО дос­та­точ­но ши­роко, до­казать факт суб­си­дий - это боль­шое ис­кусс­тво. По ре­зуль­та­там про­веден­ных расс­ле­дова­ний в ми­ре бы­ло вве­дено 164 ком­пенса­ци­он­ные ме­ры. Уро­вень ус­пешнос­ти со­пос­та­вим с ан­ти­дем­пинго­выми расс­ле­дова­ни­ями: два из тех расс­ле­дова­ний за­кан­чи­вались вве­дени­ем ме­ры. Од­на­ко ге­ог­ра­фичес­кое расп­ре­деле­ние спе­ци­аль­ных за­щит­ных мер го­раз­до уже, чем ан­ти­дем­пинго­вых: 73% ком­пенса­ци­он­ных мер бы­ло вве­дено на тер­ри­то­рии США, ЕС и Ка­на­ды. По су­ти, этот инс­тру­мент за­щи­ты ис­поль­зу­ет­ся толь­ко ве­ду­щи­ми раз­ви­ты­ми стра­на­ми.

Прак­ти­ка вве­дения спе­ци­аль­ных за­щит­ных мер, ко­торые "вклю­ча­ют­ся" про­тив все­го им­порта, пос­ту­па­юще­го на та­можен­ную тер­ри­торию стра­ны, про­водя­щей расс­ле­дова­ние, так­же дос­та­точ­но ог­ра­ниче­на по срав­не­нию с ан­ти­дем­пинго­выми ме­рами. Как пра­вило, ВТО не­гатив­но от­но­сит­ся к вве­дению спе­ци­аль­ных за­щит­ных мер, так как они су­щест­вен­ным об­ра­зом про­тиво­речат прин­ци­пу раз­ви­тия сво­бод­ной тор­говли. По име­ющей­ся ста­тис­ти­ке, с мо­мен­та соз­да­ния ВТО по ре­зуль­та­там расс­ле­дова­ний бы­ла вве­дена толь­ко 101 спе­ци­аль­ная за­щит­ная ме­ра. То есть толь­ко каж­дое вто­рое расс­ле­дова­ние при­води­ло к вве­дению ме­ры. При этом 38 спе­ци­аль­ных за­щит­ных мер бы­ло впос­ледс­твии ос­по­рено с ис­поль­зо­вани­ем ор­га­на по уре­гули­рова­нию тор­го­вых спо­ров ВТО. Чле­ны ВТО с по­нима­ни­ем от­но­сят­ся к вве­дению за­щит­ных мер у вновь при­со­еди­нив­шихся стран в те­че­ние пе­ри­ода адап­та­ции, од­на­ко впос­ледс­твии ожи­да­ет­ся, что стра­ны не бу­дут ак­тив­но ис­поль­зо­вать спе­ци­аль­ные за­щит­ные ме­ры.

- Для вве­дения за­щит­ных мер ВТО про­водит комп­лек­сный ана­лиз си­ту­ации?

- Не­ред­ко рас­че­ты осу­щест­вля­ют­ся в от­сутс­твие не­об­хо­димой ин­форма­ции, ведь во мно­гих стра­нах дос­та­точ­но слож­но по­лучить ста­тис­ти­ку тор­говли по от­дель­ным то­варам. Да­леко не все за­рубеж­ные предп­риятия вза­имо­дей­ству­ют в хо­де про­веде­ния расс­ле­дова­ний и пре­дос­тавля­ют ин­форма­цию, а мо­гут и прос­то нап­ра­вить не­дос­то­вер­ные дан­ные.

Осо­бую слож­ность мо­жет предс­тав­лять оп­ре­деле­ние ана­логич­но­го то­вара, со­от­но­шение его сто­имос­ти к сто­имос­ти то­вара, в от­но­шении ко­торо­го про­водит­ся расс­ле­дова­ние. К при­меру, яв­ля­ют­ся ли вод­ка и конь­як ана­логич­ны­ми про­дук­та­ми? А "Ла­да Ка­лина" и BMW X5? От­ве­ты на эти воп­ро­сы да­леко не оче­вид­ны с точ­ки зре­ния про­веде­ния ан­ти­дем­пинго­вых расс­ле­дова­ний. Но от кор­рект­нос­ти от­ве­та на них за­висит как раз­мер ан­ти­дем­пин­го­вой ме­ры, так и воз­мож­ность ее об­жа­ло­ва­ния.

Учас­тие в ВТО да­ет воз­можность ос­па­ривать дей­ствия сто­рон че­рез ор­ган по уре­гули­рова­нию тор­го­вых спо­ров. Опыт ВТО по­казы­ва­ет, что круп­ные иг­ро­ки на клю­чевых рын­ках дос­та­точ­но час­то ос­па­рива­ют за­щит­ные ме­ры, при­меня­емые про­тив них. Нап­ри­мер, 20 сен­тября 2011 го­да США нап­ра­вили в ВТО зап­рос на кон­суль­та­ции с Ки­та­ем, пос­чи­тав неп­ра­вомер­ным вве­дение со сто­роны КНР ан­ти­дем­пинго­вых и ком­пенса­ци­он­ных мер в от­но­шении брой­лер­ной про­дук­ции из США. При этом США ука­зали на на­руше­ние со сто­роны Ки­тая 14 по­ложе­ний Сог­ла­шения по ан­ти­дем­пинго­вым ме­рам ВТО и 15 по­ложе­ний Сог­ла­шения по суб­си­ди­ям и ком­пенса­ци­он­ным ме­рам. Не су­мев най­ти вза­имо­пони­мания в хо­де кон­суль­та­ций, сто­роны зап­ро­сили фор­ми­рова­ние па­нели для расс­мот­ре­ния дан­но­го спо­ра. При этом ЕС, Япо­ния, Нор­ве­гия, Са­удовс­кая Ара­вия и Та­иланд выс­ту­пи­ли в ка­чест­ве треть­их сто­рон в тор­го­вом спо­ре.



Источник: "Российская газета"