Респондентам были заданы следующие десять вопросов:
1. Основной бизнес компании.
2. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?
3. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?
4. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
5. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
6. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
7. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 году?
8. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
9. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
10. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?
В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники сорока семи компаний из различных отраслей экономики.
Наиболее активными респондентами были представители компаний из отраслей розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%) (рис. 1).
Рис. 1. Основной бизнес компаний
Ключевая задача, которую решали компании-респонденты в 2010 году - это оптимизация затрат на логистику (43%) (рис. 2). При снижении затрат на логистику компании обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня качества клиентского сервиса. Компании также поддерживали баланс между затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими функциями, включая управление логистическим персоналом.
Рис. 2. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?
Вторая по приоритетности задача - повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты также более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели эффективности (KPI) для измерения качества сервиса.
Исследование также показало, что в 2010 году компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг.
59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний, в среднем на 30% (рис. 3). Причины: 1) постепенный, но неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года; 2) необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного персонала при падении объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема экономики в регионе, стране и в мире.
Рис. 3. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?
В то же время 41% опрошенных отметили сокращение численности персонала, занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты на ФОТ составляют значительную долю в общих затратах компаний.
Подавляющее большинство опрошенных - почти 90% респондентов, отметили увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно девятого года в среднем на 35% (рис. 4).
Рис. 4. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
Примерно такое же количество респондентов - 92% - прогнозируют сохранение динамики роста объема товаропотока компаний в 2011 году - в среднем на 28% (рис. 5).
Рис. 5. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
Существенно мала доля респондентов - 8%, прогнозирующих сокращение объема товаропотока в среднем на 16%.
Ответы на вопрос «как изменились затраты на логистику в компании в 2010 году?» распределились следующим образом (рис. 6):
62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту, а 28% - сокращение данных затрат.
Рис. 6. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
Неожиданный ответ для логистических компаний - 60% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2011 году (рис. 7). Одна из причин - неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить требуемый уровень комплексного и качественного логистического обслуживания (особенно в регионах).
Рис. 7. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 г.?
Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование услуг логистических компаний.
19% респондентов планируют начать использование услуг логистического аутсорсинга.
Половина респондентов - 51% - признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе (рис. 8).
Рис. 8. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
38% респондентов уже применяют инновационные решения в своей практике.
В результате обобщения ответов на вопрос «какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?», в перечень «top 5» вошли (рис. 9):
Внедрение инновационных решений, систем и технологий.
Лучшее управление персоналом и мотивация персонала.
Эффективное управление цепочками поставок.
Повышение эффективности складской логистики.
Сокращение затрат на логистику.
Рис. 9. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
В «Top 3» ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в 2011-2012 годах, вошли следующие задачи:
1) Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).
2) Оптимизация затрат на логистику (32%) и
3) Создание объектов собственной логистической инфраструктуры (11%).
Рис. 10. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?
На рис. 11 вы можете увидеть, какими были приоритеты задач в 2010 году.
Главный фокус переместился на повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).
Рис. 11. Проблемы/задачи в логистической системе компании в 2010г.
Выводы исследования:
1. Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества обслуживания клиентов.
2. Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
3. Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.
4. Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.
Координационный совет по логистике.
Источник: www.ccl-logistics.ru