Торговые предприятия, производства и другие поставщики товаров в данный момент находятся в непростой ситуации. Для того, чтобы достичь покупателей по всему миру, таким организациям приходится управлять глобальными сетями поставок, которые состоят из их собственных ресурсов и ряда ресурсов транспортных компаний. Кроме того, предприятиям приходится справляться с высокой нестабильностью спроса на товары, связанной с колебанием потребительских предпочтений. Значительный уровень конкуренции, в свою очередь, заставляет организации максимально снижать затраты - при этом сохранять максимально высокий уровень сервиса.
Слишком часто предприятия пытаются решать все вышеперечисленные задачи с помощью упрощения. Выполнение заказов осуществляется с помощью заранее обозначенных моделей, основанных на характеристиках заказов. Транспортный флот компании действует только в определенных регионах, при этом такие варианты транспортировки, как железнодорожные или интермодальные перевозки, используются только в специфических случаях. После того, как все эти стратегии в компании устоялись, они не подвергаются пересмотру и переработке с точки зрения более широкой перспективы.
К несчастью, большинство поставщиков не смотрят на процессы с точки зрения широкой, глобальной перспективы и не учитывают долгосрочную эффективность вложений в транспортную сеть. Набор фиксированных стратегий, возможно, и позволяет поставщику доставлять товары вовремя, при этом упростив процесс принятия решения - но более крупные возможности для дополнительной экономии средств при сохранении уровня сервиса неизбежно проходят мимо. К примеру, индивидуальные заказы можно отложить и консолидировать, чтобы полностью использовать полезное место в контейнере или грузовике. Дорогостоящие посылки чаще всего можно отправлять с помощью менее дорогих и менее быстрых вариантов пересылки. В чем подводные камни такого подхода? Как поставщики могут быстро сделать правильный выбор и найти баланс между снижением затрат и высоким уровнем сервиса?
Ответ на этот вопрос лежит в сфере внедрения новых бизнес-процессов и комплексных технологических инструментов, которые позволяют получить полную и прозрачную картину всего происходящего с заказами. Когда все возможные сложности ввиду прозрачности легко предусмотреть, менеджер по логистике может постоянно принимать решения, которые позволят повысить сервисную производительность, при этом снизить расходы во всей транспортной сети.
Среди поставщиков может преобладать ошибочное мнение о том, что у компании нет времени или внутренних ресурсов для того, чтобы обеспечить широкую перспективу и стратегический взгляд на транспортные операции. На самом же деле глобальный подход к транспортным потокам может быть автоматически внедрен при наличии подходящих инструментов, процессов и бизнес-правил. Результатом этого станет снижение количества ресурсов, которые требуются для ежедневного управления транспортной сетью.
Ограничения взглядов
Многие поставщики сегодня практикуют изолированный подход - то есть разделяют операционный и тактический анализ. Стратегии, касающиеся специфических процессов перевозки, в таких компаниях были когда-то разработаны на базе определенных характеристик заказа: веса, размера, даты желаемой доставки и т.д. Однако продолжать изолированную деятельность - значит упускать из виду потенциальные возможности экономии: сохранить средства и ресурсы можно с помощью использования более разнообразных - или даже сложных - вариантов доставки. Отсутствие возможности оценить деятельность всей транспортной сети влечет за собой невозможность быстро и четко определить, какая комбинация вариантов доставки, расписания поставок и маршрутов приведет к максимальной экономии и наибольшему уровню клиентского удовлетворения.
Зачастую поставщики используют заранее определенные правила, которые позволяют автоматически принять решение о доставке на базе веса заказа - к примеру, если заказ весит менее 68 кг, его можно отправить с помощью службы доставки посылок. Тем не менее, издержки можно было бы сократить еще более значительно: возможность планировать доставку заказов в более долгосрочной перспективе позволяет это сделать. Заказы можно было бы объединять, а количество груза - набирать до нужного для оплаты по льготному тарифу, при этом сохранять возможность доставки товаров вовремя.
Другая значительная проблема поставщиков - отсутствие комплексной современной технологии, с помощью которой можно реализовать глобальный подход. Транспортная система компании, разработанная собственными силами, может не иметь возможности выбора из всех допустимых вариантов транспортировки или не обладать функционалом построения мультимодальных перевозок. Кроме того, отсутствие встроенного анализа сложных тарифов на перевозку в такой системе может означать отсутствие возможности автоматически выбирать лучший по цене вариант. Тем не менее, современные решения для организации транспортных потоков сравнительно легки в приобретении и внедрении. При этом их можно крайне гибко настроить для того, чтобы решение отвечало уникальным нуждам любой компании в сфере транспортных перевозок.
Непрерывный высокоуровневый анализ
С внедрением высокотехнологичных инструментов поставщики могут решить сразу несколько проблем - в частности, определить объем логистических нужд компании в целом, а также собрать нужный для приема взвешенных решений объем информации о реальных транспортных операциях. Цельная, глобальная система управления транспортом поддерживает повторяющиеся процессы. Такие бизнес-процессы, в свою очередь, предполагают сначала сбор фактов о всех существующих заказах, а потом - принятие наилучшего решения на базе этого стратегического исследования.
Имея данные, полученные в реальном времени, и глубокое понимание происходящего, поставщики могут задать себе важнейшие для бизнеса вопросы и получить на них ответ. Можно ли отложить доставку некоторых заказов для того, чтобы совместить их отгрузку с другими заказами в ближайшее время? Можно ли использовать собственные транспортные ресурсы компании вместо того, чтобы платить за услуги транспортных компаний? Могут ли склады и центры дистрибуции принимать ранние или поздние отгрузки товаров? Можно ли использовать комбинацию моделей транспортировки?
Комплексные инструменты планирования транспортных потоков обеспечивают компании не только ежедневное удобство принятия успешных решений. Подобные системы крайне полезны и в долгосрочной перспективе. Например, поставщики могут автоматически передавать грузы транспортной компании в случае, если доставка осуществляется за пределы ранее определенной зоны. Однако экономическая ситуация меняется, а вместе с ней меняется и стоимость услуг доставки при использовании коммерческих компаний. В долгосрочной перспективе те поставщики, которые могут отслеживать цены на услуги в рамках всей сети поставок, могут более гибко подойти к вопросу получения прибыли в этом случае. Использование комплексных логистических систем, кроме того, позволяет осуществлять доставку и за пределами ранее определенной географической зоны: это позволит получить более выгодные тарифы на перевозку. В случае, если стоимость услуг третьих сторон по доставке товаров в какой-то момент окажется слишком высокой, такой поставщик сможет быстро переключиться на доставку собственными силами или с помощью доверенных перевозчиков.
Планирование транспортных потоков ни в коем случае не может быть разовой задачей на базе универсальной модели доставки. Наоборот, это продолжительный процесс, идущий рука об руку с анализом данных. Бизнес-правила должны быть достаточно гибкими, чтобы учитывать изменения стоимости транспортных услуг, цен на горючее, объемов отгрузок и других факторов в логистике. Ежедневное изучение общей картины поставок позволяет поставщикам принимать разумные, взвешенные решения в области логистики, учитывающие как интересы компании, так и интересы ее клиентов.
Итоговые преимущества
Для того, чтобы принять новый глобальный подход к логистическим операциям, многим компаниям придется изменить подход, процессы и технологии. Однако плюсы такого подхода вполне оправдывают вложения средств и усилий. В частности, клиенты JDA добились значительных улучшений - как с точки зрения повышения качества сервиса, так и с точки зрения экономии средств:
Амбициозная, но достижимая цель
Использование комплексных современных решений для организации транспортных потоков в сочетании с новым взглядом на логистику позволяет предусмотрительным поставщикам практиковать глобальный подход - а значит, выбирать верный метод перевозки и пользоваться конкурентным преимуществом в полной мере. Единое видение всех заказов и доступных методов доставки позволяет создавать стратегически верные комбинации. Таким образом, крупные компании превращают транспортные операции в мощный двигатель для будущего успеха. Если в вашей компании все еще еще не принята широкая перспектива, ведущая к прибыльным трансформациям - сейчас самое время для этого!
Фабрицио Браска (Fabrizio Brasca) - вице-президент по глобальной логистике в JDA Software.
Браска отвечает за развитие инновационных стратегий перевозок и логистики для любых вертикальных рынков.