Опрос

Сообщите, пожалуйста, из какого источника Вы узнали о компании ПРИОР ЛОГИСТ:

Что ждет логистический рынок в 2014 году?

15.04.2014

Генеральный директор «СТС Логистикс» Марк Бреннейзер был не слишком оптимистичен в своих высказываниях относительно состояния российского рынка: «В последние два года повсеместно слышится слово «кризис». Мы видим, что многие сектора нашего рынка (коммерческий и грузовой транспорт, например) не растут, а напротив, сокращают свою деятельность. Но есть сегменты, в которых наблюдается рост, в том числе автомобильные запчасти и розничная сфера».

Все отчетливее видна тенденция сокращения спроса: потребители начали покупать меньше и в основном приобретают малоценные продукты. Зафиксировано снижение объема закупок и цен приобретаемых товаров.

«В данных условиях многие компании стали работать на самоокупаемость, а не на прибыль. Что касается состояния транспортной и логистической сферы, здесь не стоит ждать значительных инвестиций», - подытожил г-н Бреннейзер.

Директор по маркетингу логистической компании «Молком» Полина Винокурова высказала иную точку зрения: «В конце 2013 года эксперты делали достаточно сдержанные прогнозы относительно сегмента складской логистики, но так или иначе все говорили о его росте. Падение курса рубля внесло некоторые коррективы в видение рынка складской недвижимости и услуг, которые оказывают складские провайдеры. Сегодня арендные ставки на площади, сдаваемые операторам, в большинстве случаев зафиксированы в долларах или евро. Поэтому продолжающийся существенный рост курса доллара и евро относительно рубля негативно отражается на провайдерах, арендующих складские площади». В этой ситуации преимущество имеют логистические операторы, которые располагают собственными складскими площадками, как, например, «Молком» или FM Logistic.

Многие девелоперы задумались о смене ценовой политики - скидках для новых клиентов, однако скидки по уже существующим контрактам в ближайшие 3-4 месяца вряд ли возможны, отметил эксперт.

«Что касается клиентов логистических компаний, то есть сегменты, где темпы роста замедлились, но пока нет оснований говорить об общем падении объемов хранения и перевозок. Возможно, если это и произойдет, то через 5-6 месяцев, - продолжила г-жа Винокурова. - Обычно крупные ритейлеры и производители делают прогнозы на год вперед, поэтому, в последующие 6-8 месяцев логистические провайдеры будут работать в прежнем режиме».

Солидарен с Полиной Винокуровой и коммерческий директор DPD в России и СНГ Леонид Зондберг: «Складские операторы пока могут не ощущать стагнации, потому что в условиях падения спроса объем хранения на складах не уменьшается. Однако наши клиенты из основных отраслей (автопром, промышленное, телекоммуникационное и медицинское оборудование) уже скорректировали темпы роста бизнеса: 5% в год вместо 10-15».

Г-н Зондберг отмечает активный рост только в сфере онлайн-продаж, но данный сегмент занимает лишь 1,5-2% от общего рынка ритейла.

Тем не менее, для складских операторов онлайн-продажи представляют большой интерес. Стоит ожидать определенной консолидации в этом сегменте в среднесрочной перспективе, считает эксперт.

«Необходимо, чтобы логистические операторы оптимизировали бизнес-процессы, также полезен опыт западных коллег - это позволит более эффективно работать на рынке B2C.

В настоящее время прибыльность операций в B2C сегменте намного меньше, чем в B2B. В целом мы оптимистично смотрим на рынок и ожидаем, что в этом году рост продаж составит -10-15 % (в прошлых годах продажи росли на 20-30%)», - резюмировал Леонид Зондберг.

Управляющий партнер 3PL провайдера LogLab Михаил Малахов остановился в своей речи на макроэкономических трендах. Он отметил, что, несмотря на двукратное увеличение объема потребительских затрат в первом квартале 2014 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года,торможение импорта процессом удорожания бивалютной корзины к рублю станет глобальным трендом нынешнего года.

Важная тенденция, укоренившаяся еще в 2012 году, - сокращение  объемов промышленного производства в России. Эксперт выделил еще один тренд: универсальные торговые сети начинают самостоятельно производить доставку, снижая количество точек погрузки-выгрузки.

«Пока логистические операции в России, по сравнению с китайским и американским рынками, географически сходными с нами, малоэффективны, есть большой простор для совершенствования. Это приводит к тому, что наши потенциальные клиенты по мере роста логистической компетенции ищут креативные решения, помогающие снизить добавленную стоимость. Такие инициативы заказчиков, как аутсорсинг (выделение функций в сторону внешнего провайдера), найдут продолжение в следующем году. Это потребует высокой компетентности от логистических операторов, хорошего понимания отрасли, чтобы дать заказчику именно то, что ему нужно», - прокомментировал г-н Малахов.

В качестве значимого макроэкономического тренда, который может проявиться в этом году, эксперт назвал также импортозамещение. «Маловероятно, что санкции, которыми нас пугали, серьезно вступят в силу и будут иметь значимые экономические последствия. Тем не менее это сигнал нашей стране и хороший импульс для дальнейшего стимулирования и проведения импортозамещения. Надеюсь, уже в этом году мы увидим результат, - высказался Михаил Малахов. - Сочетание всех названных разнонаправленных векторов в этом году подтолкнет рынок к небольшому, но все же росту - в 3-5%».

Директор по развитию бизнеса в России FM Logistic Владимир Серебряков обратил внимание собравшихся на потенциал регионов: «Как мы полагаем, в ближайшее время прирост рынка логистики будет происходить преимущественно за счет регионов.

Несмотря на наибольшее сосредоточение логистических операций в Москве, в несколько раз превосходящее любой другой регион России, столичный логистический рынок сбалансирован. Региональная ситуация совсем иная. Если в Самарской, Свердловской и Новосибирской областях идет развитие и уже создана базовая логистическая инфраструктура , то другие регионы заметно отстают.

К тому же, не во всех регионах власти готовы к активному диалогу с бизнесом. Начиная с прошлого года мы наблюдаем большое внимание  всех участников рынка к регионам и увеличение присутствия в них.

Это будет поддерживаться другим популярным течением последнего времени - тяготением к регионализации производства.

Стремясь оптимизировать издержки, в первую очередь, снизить затраты на рабочую силу, энергоносители, инфраструктурные проекты, производители выносят свои площадки  в регионы, приближая точку изготовления продукции к месту ее конечной продажи, что позволяет сократить логистические издержки».

Руководитель внешнеторговой и транспортной практики юридической фирмы ООО «Марш энд Уилтс» Андрей Голубчик затронул наиболее болезненную - законодательную - сферу: «Транспортная отрасль нашей страны живет в уникальных условиях. Россия является участницей международных конвенций, однако международные перевозки грузов осуществляются по одним законам, а перевозки грузов внутри страны - по другим. В Гражданском кодексе заявлено, что у нас должен быть закон о смешанных перевозках. Смешанные перевозки выполняются  логистическими или мультимодальными операторами, которые последовательно организовывают перевозку груза несколькими видами транспорта. В действительности этого закона нет. Не менее парадоксальна ситуация с транспортно-экспедиционной деятельностью. Закон о ней противоречив. Попытки внести в него коррективы делались неоднократно, тем не менее изменений не произошло».

Что касается перевозок разными видами транспорта, то г-н Голубчик уверен: грузовладельцы делают все, чтобы перейти с железнодорожного транспорта на автомобильный, так как перевозки по ж/д перестают быть рентабельными.

«Неразвитость приемо-отправочных путей во многих портах и нередкие "закупорки" движения на подъездных путям к портовым терминалам, особенно в дальневосточном регионе, - тоже один из факторов, не заинтересовывающих, по мнению А.Голубчика, инвесторов вкладываться в складские и другие виды логистических услуг.

Но ситуация в транспортно-логистическом секторе Юга России может улучшиться, если освоить возможности Крымского региона в этой сфере, - считает Голубчик. - "Центровой" фактор - мост-коридор через Керченский пролив. С востока эта артерия ведет к сравнительно развитой портовой сети Крыма, а все местные порты - со значительными глубинами на подходах и вдобавок незамерзающие, то есть с круглогодичным режимом работы". Кроме того, тот же "мост-коридор" позволит построить в Крыму современные глубоководные порты, которых в России не хватает. Такие порты очень важны для обслуживания крупнотоннажных судов. Плюс к тому, как полагает эксперт, грамотное развитие, во-первых, крымской инфраструктуры и, во-вторых, распределение грузопотоков в Азовско-Черноморском бассейне РФ снизят сверхвысокую загруженность многих российских портов, соседних с Крымом.

Несмотря ни на что транспортный сектор будет продолжать функционировать и развиваться», - резюмировал Андрей Голубчик.

Представители финского транспортного бизнеса, принимавшие участие в работе круглого стола, предложили продолжить обсуждения переспектив развития транспортно-логистического бизнеса и стратегию работы в условиях падения грузопоторков на российско-финской логистической конференция «День финской логистики», которая пройдет 22 мая 2014 года в Санкт-Петербурге.

 

Источник: http://www.ati.su/